Об исполнении областного бюджета за 2019 год

25 июня 2020 года состоялось заседание комитета Самарской Губернской Думы по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике25 июня 2020 года в Самарской Губернской Думе под председательством Габибуллы Хасаева состоялось заседание комитета Самарской Губернской Думы по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике. От депутатского корпуса областного парламента в нем также приняли участие Андрей Коновалов, Николай Панченко, Алексей Лескин, Владимир Дуцев, Александр Живайкин, Юрий Шевцов, Александр Степанов, Андрей Кислов.

Участники заседания рассмотрели 11 вопросов.

Был заслушан доклад министра управления финансами Самарской области Андрея Прямилова о проекте закона Самарской области «Об исполнении областного бюджета за 2019 год»Был заслушан доклад министра управления финансами Самарской области Андрея Прямилова о проекте закона Самарской области «Об исполнении областного бюджета за 2019 год».

Согласно представленной информации, в прошлом году изменения в закон об областном бюджете вносились 7 раз. Полностью или частично учтены 157 поправок депутатов Самарской Губернской Думы на общую сумму 12,2 млрд рублей.

По состоянию на 01.01.2020 в областной бюджет поступило всего доходов в сумме 177,8 млрд рублей, что составляет 102,8% от годовых плановых назначений. По сравнению с 2018 годом поступления доходов увеличились более чем на 13 млрд рублей, или на 8%.

Исполнение областного бюджета по налоговым и неналоговым доходам за прошлый год составило 150,8 млрд рублей (104,5% от плана), в том числе: налоговые доходы – 146,3 млрд рублей; неналоговые доходы – 4,5 млрд рублей. По сравнению с 2018 годом поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет увеличились на 4,8 млрд рублей, или на 3,3%.

При этом общий объем безвозмездных поступлений за 2019 год достиг почти 27 млрд рублей (по сравнению с 2018 годом этот показатель увеличился на 8,3 млрд рублей), из них 26,1 млрд - из федерального бюджета.

Плановые показатели расходов областного бюджета прошлого года установлены в 183,086 млрд рублей. Кассовые же расходы произведены в объеме 170,8 млрд рублей (93,3%), что на 22,5 млрд рублей выше показателя 2018 года.

Значительный объем финансирования в размере 163,1 млрд рублей был направлен на реализацию 48 государственных программ Самарской области. Три программы выполнены на 100%, почти 70% программ  имеют высокий уровень исполнения (90-95% и выше). Две госпрограммы «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области» и «Развитие жилищного строительства в Самарской области» выполнены на уровне 85%.

 Наибольший удельный вес в расходах составили расходы на социальную политику (26,1%), образование (23,3%), национальную экономику (22,9%) и здравоохранение (8,8%).

Так, например, на предоставление мер социальной поддержки льготных категорий граждан в прошлом году было направлено 17,7 млрд рублей. Поддержка была оказана более 1 млн человек.

За счет средств федерального и областного бюджетов, а также Фонда реформирования ЖКХ в 2019 году на финансовое обеспечение и реализацию 12 нацпроектов и 1 комплексного плана на территории Самарской области были предусмотрены средства в объеме 38,8 млрд рублей.

В прошлом году было введено в эксплуатацию 30 объектов капитального строительства.

Бюджет Самарской области на 2019 год был утвержден с дефицитом в размере 10,2 млрд рублей, а фактически исполнен с превышением доходов над расходами в размере 6,9 млрд рублей.

Благодаря увеличению доходной части в прошлом году региону не потребовалось привлечение новых заимствований, что привело к сокращению государственного долга на 5,4 млрд рублей. Долговая нагрузка области по всем видам долговых обязательств составила 33%.

Доклад вызвал ряд дополнительных вопросов.

Александр Степанов поинтересовался прогнозными показателями недополучения доходов в региональный бюджет текущего года в связи с пандемией коронавирусной инфекцииАлександр Степанов поинтересовался прогнозными показателями недополучения доходов в региональный бюджет текущего года в связи с пандемией коронавирусной инфекции.    

По словам министра, по предварительной оценке объем выпадающих доходов областного бюджета на конец года может составить более 30 млрд рублей.

Юрий Шевцов акцентировал внимание на необходимости ужесточения контроля со стороны министерства за реализацией госпрограмм на территории нашей областиЮрий Шевцов акцентировал внимание на необходимости ужесточения контроля со стороны министерства за реализацией госпрограмм на территории нашей области.

Председатель комитета Самарской Губернской Думы Габибулла ХасаевПредседатель комитета Самарской Губернской Думы Габибулла Хасаев поблагодарил Прямилова за обстоятельный доклад, отметив: «2019 год был достаточно успешным по всем позициям социально-экономического развития Самарской области, что предопределило и исполнение областного бюджета, как по доходам, так и по расходам. Если мы принимали областной бюджет с дефицитом около 11 млрд рублей, то мы год закончили с профицитом в 6,9 млрд рублей. Причем увеличение доходов произошло не только за счет привлечения безвозмездных поступлений из федерального бюджета (Кстати, надо сказать, очень существенных. По сравнению с 2018 годом область получила на 44% больше - это результат работы нашего Губернатора, Правительства Самарской области, депутатов Самарской Губернской Думы), но и за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, которое составило более 4,5%. Соответственно, это позволило области увеличить расходы. Если мы посмотрим к первоначально утвержденному бюджету, расходная часть бюджета по итогам года выросла более чем на 46 млрд рублей. Это бюджет некоторых субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, у депутатов есть ряд рекомендаций Правительству Самарской области.

Во-первых, необходимо более тщательно мониторить выполнение бюджета развития. Если мы все социальные обязательства перед гражданами Самарской области выполнили, то в плане инвестиций есть определенные резервы. Здесь кассовое исполнение оставляет желать лучшего.

Во-вторых, очень важно следить за реализацией государственных программ. Главным распорядителям бюджетных средств надо повышать качество планирования.

Также следует обратить особое внимание на решение вопроса по завершению работ и вводу в эксплуатацию объектов незавершенного строительства. Наш комитет держит эту проблему под строгим контролем.

В целом, итоги прошлого года позитивные, что свидетельствует о слаженной работе областного Правительства и своевременном законодательном обеспечение со стороны Самарской Губернской Думы».  

Члены профильного комитета рекомендовали Думе принять проект закона Самарской области «Об исполнении областного бюджета за 2019 год» в двух чтениях.

Аналогичное решение было вынесено относительно проекта закона Самарской области «Об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области за 2019 год».

К принятию во втором чтении с учетом внесенных поправок, по мнению депутатов, готов проект закона Самарской области «O региональных инвестиционных проектах в Самарской области и о внесении изменений в статью 2 Закона Самарской области «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет», в статью 4 Закона Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области».

Парламентарии поддержали и рекомендовали к принятию в двух чтениях проект закона Самарской области «О внесении изменений в статьи 7, 9 и 10 Закона Самарской области «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной  деятельности в Самарской области».

При этом протокольно было отмечено, что министерству экономического развития и инвестиций Самарской области следует дополнительно проработать вопрос о контроле за выполнением инвесторами своих обязательств.

Был рассмотрен ряд других вопросов.

25 июня 2020 г.